+7 (495) 137-77-70vti@vti.ru

Интервью ведущего программиста центра мониторинга и анализа данных к.э.н. Юрия Дмитриевича Александрова

Расскажите, пожалуйста, о Вашей новой разработке в области контроля состояния угольных складов на тепловых электростанциях.

Мы предлагаем комплексную информационно-измерительную систему на базе современных технологий - беспилотных летательных аппаратов, 3D-сканирования, тепловизоров и специализированного программного обеспечения.

В чем заключаются недостатки существующих методов контроля угольных складов?

Традиционно это визуальные осмотры персоналом и геодезические обмеры. Такой подход дает большую погрешность, требует много времени, не позволяет оперативно реагировать. К тому же сохраняются риски для людей.

И как Ваше решение позволяет решить эти проблемы?

Беспилотники могут регулярно и безопасно сканировать склады, фиксируя мельчайшие изменения. 3D-моделирование дает намного более точные данные по объемам, это полностью автоматизированный процесс. Мы разработали специальные алгоритмы анализа и расчета параметров.

Какие данные собирает и анализирует система?

Тепловизоры выявляют очаги самонагревания угля, потенциально опасные для возгорания. Камеры следят за внешним видом склада, фиксируя деформации. На основе 3D-сканов рассчитывается точный объем и масса угля в складах. Все эти данные автоматически анализируют наши алгоритмы.

Каков ожидаемый экономический эффект от внедрения системы?

За счет оперативности и точности контроля мы можем на ранних стадиях определять потенциальные очаги возгорания и, соответственно, избежать аварий и потерь угля. Беспилотники значительно дешевле традиционных съемок с воздуха. Единая автоматизированная система позволит значительно сократить ручной труд количество персонала, обслуживающего угольные склады. Мы оцениваем потенциальную экономию в миллионы рублей для крупной электростанции.

Впечатляет! Что Вы планируете добавить в систему в будущем?

Мы работаем над интеграцией технологий искусственного интеллекта - для автономного анализа данных и прогнозирования рисков. Другое перспективное направление - новые типы датчиков для расширения функционала.

Расскажите подробнее, как именно беспилотники будут использоваться в системе?

Мы выбрали квадрокоптеры в качестве оптимальной по соотношению цены и функционала платформы. Они оснащаются высокоточной системой позиционирования для автоматически повторяемых маршрутов съемки. Также на борту установлены камеры и тепловизоры.

Как часто планируется проводить сканирование складов с помощью БПЛА?

Минимальная периодичность по нашим расчетам - один раз в неделю. Но система масштабируется до ежедневных полетов над каждым конкретным складом при необходимости более тщательного мониторинга.

Насколько точными будут расчеты объемов угля по 3D-моделям складов?

По предварительным тестам, погрешность не превышает 5%, что в разы точнее наземных геодезических съемок. За счет регулярного обновления данных эта точность может быть значительно улучшается повышена.

Как вы планируете бороться с возможными кибератаками на систему управления БПЛА?

Это важный вопрос. Мы используем шифрованные каналы связи с наземной станцией и мультиуровневую защиту от взлома. Также есть функции автономного завершения полета и возвращения БПЛА при потере сигнала.

Какие еще опасные факторы при работе системы вы можете назвать?

В первую очередь - потенциальный отказ оборудования беспилотника в полете. В таких редких случаях предусмотрен парашют и система мягкой посадки. Также важна защита от пыли и ударов о препятствия при полетах в сложных условиях.

Каковы основные риски при распространении и внедрении Вашей системы мониторинга угольных складов на другие объекты?

Один из ключевых рисков - необходимость адаптации системы под специфику конкретного объекта. Например, габариты и планировка складов могут сильно отличаться, потребуются доработки алгоритмов.

Ещё важный момент - обучение персонала заказчика. Недостаточное понимание принципов работы системы может привести к ошибочным решениям при эксплуатации.

Ну и конечно, есть технологические риски - сбои оборудования, отказы программного обеспечения. Чтобы минимизировать их, проводятся тщательные испытания.

А если говорить о безопасности полётов беспилотников?

Да, это отдельный пласт рисков. Нужно учитывать погодные условия в зоне полётов, препятствия, электромагнитные помехи. Поэтому используется мультидатчиковая система навигации с резервированием каналов. Также предусмотрены защита от столкновений и аварийное завершение полёта.

В чем главные преимущества вашего решения перед традиционными методами контроля состояния угольных складов?

Это, прежде всего, высокая оперативность - мы получаем актуальные данные в режиме реального времени. Также значительно более высокая точность измерений и расчетов по сравнению с наземными обмерами. И конечно же, это высокий уровень автоматизации и минимизация человеческого фактора.

А если говорить о безопасности?

Применение беспилотных аппаратов кардинально снижает риски для персонала предприятия. Отсутствует непосредственный контакт с потенциально опасными зонами на складах.

На Ваш взгляд, какие еще достоинства системы стоит отметить?

Это универсальность - возможность гибкой настройки под задачи конкретного предприятия. А также относительная простота масштабирования - как расширение зоны покрытия, так и увеличение периодичности мониторинга.

Какие ещё задачи, кроме контроля состояния и инвентаризации угля, могла бы решать подобная система с использованием беспилотников и данных 3D-сканирования?

Потенциально она может применяться для мониторинга состояния инфраструктуры самих складов - это крыши, опоры, ограждения. Также в перспективе возможен анализ работы техники и персонала непосредственно на складах в режиме реального времени.

Насколько я понимаю, подобные технологии актуальны не только для угольных складов ТЭС? Где ещё их можно использовать?

Наша система применима на складах других сыпучих материалов - руды, песка, зерна. А 3D-моделирование и автономные беспилотники востребованы во многих областях - строительстве, сельском хозяйстве, логистике.

17.12.2023